Знамя
  • Рус Тат
  • О буинском театре

    В конце прошлого года Буинский государственный драматический театр в самом большом культурно-развлекательном центре Казани - «Пирамиде» отметил 100-летие со дня постановки первого спектакля на буденской сцене. В связи с юбилеем произошло еще одно знаменательное событие - вышла книга «Буинский театр. 1917-2017». Книга издана в издательстве «Мэгариф - Вакыт» на русском...

    В конце прошлого года Буинский государственный драматический театр в самом большом культурно-развлекательном центре Казани - «Пирамиде» отметил 100-летие со дня постановки первого спектакля на буденской сцене. В связи с юбилеем произошло еще одно знаменательное событие - вышла книга «Буинский театр. 1917-2017». Книга издана в издательстве «Мэгариф - Вакыт» на русском и татарском языках.

    Наш корреспондент (вписать фамилию) встретился с автором книги - историком и журналистом Рифатом Каюмовым.

    - Рифат Хасянзанович, прежде всего хочется наших читателей познакомить вас побриже. Вы ведь долгие годы жили вдали от Буинска …

    - Действительно, для молодых буинцев я незнаком. Родился в Адав-Тулумбаеве в 1954 году. Когда мне было 2 года, родители переехали в Буинск. Здесь окончил школу имени М. Вахитова, некоторое время проработал на сахарном заводе и на деревообрабатывающем комбинате. В 1972-1977 годах учился на историческом отделении Казанского государственного университета. Затем до переезда в 2011 году в Казань, в течение 34-х лет жил и работал в Лениногорске. Комсомольский вожак, партийный работник, главный редактор городской и районной газеты - вехи моего трудового пути.

    - Когда возник интерес к истории театра в Буинске?

    - В 2007 году в республиканской прессе появилось сообщение о создании в Буинске государственного театра. Я был приятно удивлен: в Буинске театр? Затем состоялись гастроли театра в Лениногорске. Познакомился с руководителем театра Раилем Садриевым, подружились. Я хорошо знаю его отца и мать - Ильдара абый и Фанию апу, они всегда приветливо встречали, когда я приезжал к родственникам в Адав-Тулумбаево.

    Однажды Раиль Садриев, учитывая мой опыт историка- архивиста, обратился с просьбой написать справку об истории, касающейся Буинского театра.

    После этого я обратился к редким изданиям, хранящимся в отделе редких книг и рукописей научной библиотеки университета, а также в Национальный архив республики. Собранный материал разложил в хронологическом порядке, написал в виде статьи и вручил Раилю Ильдаровичу. Этот материал был опубликован в семи номерах вашей газеты.

    Спустя некоторое впемя, Раил Садриев попрасил написать книгу. Я на многие месяцы осел в архиве и научной библиотеке Казанского федерального (Поволжского) университета.

    - И в результате появилась солидная, содержательная, в отличном полиграфическом исполнении книга. Скажите, были какие-то сложности в сборе материалов и написании книги?

    -Особых сложностей не испытывал. Лишь время поджимало, я должен был книгу подготовить до юбилея театра. Работал вдохновенно, работал сутками. Были дополнительно привлечены архивные данное, газеты на татарском и русском языках, издаваемые сразу после революции 1917 года, а также воспоминания артистов, научные труды.

    -И так, что собой представлял Буинский профессиональный театр в первые годы Советской власти? И почему театр возник именно в Буинске, в небольном уездном городке?

    -Театры в первые годы Советской власти начали возникать не только у нас, но и в Мензелинске, Мамадыше, Чистополе, во многих уездных городах Поволжья и Урала. На то были по крайней мере, две причины: общий духовный подъем народа (возникновение газет и журналов, мечетей, медресе, светских школ, книжная торговля и т.д.) и политика партии большевиков. Они быстро смекнули, что доселе неизвестное высокое искусство театра может стать хорошей опорой для пропаганды и агитации преимуществ Советской власти.

    Представьте себе конец 1918 года: революция, братоубийственная гражданская война, разруха. В это время гастролирующие артисты татарских труппы «Сайяр», «Нур» в поисках хлеба насущного разбредаются кто куда - не до спектаклей, остаться бы живым. В это время в Буинске и Симбирские учительствовал, уже успевший поработать в «Сайяре», драматург Фатхи Бурнаш, а его младший брат Вафа работал в отделе народного образования. Силами большевиков Буинска в больших деревянных домах местных богатеев, в частности доме Люминарского, создается пансион (общежитие и паек-пропитание) и из Казани, также других городов приглашаются артисты и музыканты. Первыми приежают будущий композитор-классик Салих Сайдашев и музыкант Файзи Биккенин. Затем артисты театральных трупп»Сайяр» (Казань) и «Нур» (Уфа). С 1918 по 1927 годы - кто-то несколько месяцев, некоторое несколько лет в Буинском профессиональном театре работают более десятка артистов, которые впоследствии стали выдающимся актерами академического имени Г.Камала и других театров. В прочем, уже в 1926 году в Буинском театре имени Габдуллы Кариева выступали народная артистка Татарской АССР и заслуженная артистка РСФСР Гульсум Болгарская, заслуженный артист Татарской АССР Бари Тарханов, герои Труда ТАССР Бари Болгарский и Зулейха Богданова. Последняя до 1947 года была руководителем Буинского колхозна- совхозного театра. 1927 году Буинский театр был признан самым успешным коллективом в республике.

    -Буинский театр существовал даже в годы Великой Отечественной войны?

    - Это удивительно, но факт остается фактом: театр жил и работал. Идет война, люди в тылу работает день и ночь - казалось бы, не до спектаклей и развлечений. Все - наоборот: в городе рабртают два театра - под руководством Зулейхи Богдановой и эвакуированный коллектив под руководством Асхата Мазитова, который базировался у нас и работал в 194231944 годах под вывеской «Буинский городской театр». Этот коллектив в последствии стал государственным театром драмы и комедии имени К. Тинчурина.

    В годы войны удивительным образом почти во всех деревнях и селах создаются и активно работают татарские, русские и чувашские самодеятельные драмкружки. Даже в Акуле, деревушке в 24 дома, возник драмкружок.

    Кстати, в первые годы Советской власти, вплоть до 1927 года в составе Буинского театра существовали профессиональные русский и чувашский труппы. В 1937 году Дрожжаном создается профессиональный чувашский театр, через пару лет переведенный в Аксубаево.

    Следует отметить, что в русской труппе Буинского театра выступали польские ссыльные и австро-венгреские военнопленные. А в 1921-1925 годах на сцене Буинского театра выступают местные таланты. Было 2 театральных оркестра: татарский и русский. В частности, в русской труппе играл на сцене и, чаще в оркестре, будущий командующий воздушно-десантными войсками СССР, генерал-лейтенант, Герой Советского Союза Александр Казанкин.

    - Когда Буинский профессиональный театр перестал существовать?

    - Весной 1949года. Причина одна: руководство района перестало поддерживать колхозно-совхозный театр. И руководство театра, видимо, было беззубым. В это время закрылись Буинский и Мамадышеский театры, в то же время, несмотря на сложные военные годы, в 1944 году создается Альметьевский театр. Опытные, проработавшие до этого в театрах Ташкента, Челябинска, Астрахани, буинские артисты переезжают в Альметьевск.

    Таким образом, Буинский театр, первая постановка которого состоялась 4 мая 1917 года под руководством учителя Акрама Мифтахетдинова, после 32-х лет существования, закрывается.

    -И в 2007 году начинается современный период театра?

    -Да, возрождение театра связано с Раилем Садриевым. Он с группой энтузиастов в 2002 году ставит первый спектакль, в 2007 году театр получает здание, статус государственного. В прочем, этот период проходил в наши дни и читатели газеты хорошо осведомлены об успехах театра.

    -Что вы можете сказать о современным Буинском театре? Какого место и роль коллектива наряду с другими театрами республики?

    -Создание, вернее сказать, возрождение театра, наш город поднял на новый уровень. Вы посмотрите, что имели ранее: табак, сахар, дрожжи и спирт. Сейчас Буинск становится известным во всей России театральным городом. Огромный энтузиазм и энергия заслуженного артиста Республики Татарстан Раиля Садриева способствовали провелению республиканских и всероссийских театральных фестивалей. На буинской сцене выступают выдающиеся артисты театров из Казани, Уфы, Москвы, Караганды. Еще не вечер, вы еще не знаете Раиля Садриева - не удивлюсь, если к нам приедут европейские театры.

    В процессе подготовки книги мне пришлось посмотреть многие спектакли буинцев - десять лет назад и в наши дни. Прогресс очевиден. Если раньше ставка делалась на сатиру и юмор и игра была на уровне неплохого народного театра, то теперь другая картина. За прошедшие десять лет Буинский театр сильно поднял репертуарную игровую планку. Мы можем смело заявить: Буинский государственный драматический театр находится на подъеме.

    -Рифат Хасянзанович, спасибо за интересный рассказ, за книгу о нашем театре. Надеемся, что вы порадуете нас новыми изданиями об истории буинского края.

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: