Знамя
  • Рус Тат
  • Ирада Аюпова: "Для нас период очень непростой"

    Интервью с министрлм культуры РТ Ирадой Аюповой.

    Для нас период действительно очень непростой, но мы уже вышли на докризисный уровень, несмотря на то что еще не все учреждения культуры открыты. Мы одни из первых в России открыли для посещения музеи и библиотеки. Безусловно, они работают не в том режиме, что и до пандемии. В библиотеках работает только абонентское обслуживание, все читальные залы закрыты. Посещение музеев также ограничено. Группы в помещении могут находиться численностью до пяти человек. На улице до десяти человек, при этом экскурсовод обязан пользоваться аудиоприборами для усиления голоса.

    Были открыты площадки для театрально-зрелищных постановок на открытом воздухе, при ограниченном количестве людей и соблюдении требований к организации пространства. Для того чтобы открылись сцены театров и кинозалы, нужно подождать еще неделю и посмотреть, как будет развиваться ситуация. 


    Мы упали по посещаемости, и для нас это очень тяжело. Основным показателем нацпроекта «Культура» является увеличение числа посещений подведомственных нам учреждений. Вчера на заседании рабочей группы Государственного совета при Президенте РФ по направлению «Культура» с участием Ольги Любимовой мы обсуждали вторую тему, касающуюся увеличения к 2030 году в три раза количества посещений культурных мероприятий. 

    В этом году мы на запланированные объемы по бюджетным доходам и числу посещений уже не выйдем, и есть лишь один показатель, который обеспечил нам прорыв, — число посещений мероприятий онлайн. Небольшие сельские клубы, театры и музеи настолько активизировали свое присутствие в социальных сетях, что просто невероятно. Самое интересное то, что мы получили на выходе рост целевой аудитории, которая ранее никогда нашей не была. Много просмотров было со стороны молодежной аудитории, которая присутствует в соцсетях.

    Рост целевой аудитории превышал на некоторых онлайн-мероприятиях в 20-30 раз обычные показатели. Если обычно в традиционном русском празднике «Каравон» принимали участие 20-25 тыс. человек, то онлайн-событие посетило 580 тыс. пользователей сети. 

    С помощью онлайн-формата мы смогли показать не только основную сцену праздника, но и просветительский блок. Мастер-классы, фильмы-концерты на ТНВ и многое другое. 


    Профессиональные артисты ведь тоже придумывали различный контент, сидя дома... 

    Безусловно. Первыми выступали Салават Фатхетдинов и Ришат Тухватуллин, которые собрали более 500 тыс. просмотров. Сейчас они уже перевалили за миллион. 

    В каких социальных сетях представлен контент учреждений культуры?

    Челленджи мы запускаем в Инстаграме. Проект по возрождению народных игр UenFest идет в Инстаграме, и мы собираемся запустить его в TikTok. Образцы игр были запущены также в YouTube. Там представлены не только татарские и русские игры, но и чувашские, и марийские.

    Если говорить о крупных музейных и театральных проектах, то они представлены в основном в YouTube, но онлайн-концерты и трансляции очень хорошо сработали во ВКонтакте, где самая широкая аудитория. 

    Умение работать с соцсетями и сайтами — это большой опыт. Сегодня мы выступили уже и на федеральном уровне с инициативой, что аудиторию в соцсетях нельзя упускать. Сейчас у нас идет проработка форм статистической отчетности по нашим учреждениям, где это форма активности будет выведена в отдельную статистику и будет отслеживаться. Потому что культура не может быть сегодня только офлайн.

    Ведь наша аудитория разнообразилась в контексте возраста и территории. Например, Атнинский театр показывал свои онлайн-спектакли и продавал на них билеты, которые покупали татары, проживающие в Финляндии. 


    Это было своего рода благотворительностью?   

    Нет, потому что мы, воспользовавшись моментом, апробировали показы актуальных и современных спектаклей в сети. Они транслируются как полноценный культурный продукт, на который покупали билеты. 

    Преуспел здесь театр Камала, потому что они установили свободную стоимость на период адаптации проекта. В итоге цена варьировалась от 0 до 3 тыс. рублей, которые заплатили за один билет. А ведь билет в Камаловский театр стоит дешевле. 

    Как вам удалось настроить систему таких показов?

    Зрителям, оплатившим билет, предоставляется персональный доступ на ограниченное время. Но можно остановить просмотр и посмотреть его позже — такая функция была актуальна для людей, проживающих в США.

    Сколько человек в среднем смотрело трансляции спектаклей театра Камала? 

    Спектакли Камаловского театра шли по нарастающей, и их было сотни тысяч. И заработали они за два месяца ограничительных мер более 300 тыс. рублей. Первоначальные затраты, которые были вложены в оборудование для трансляции, они окупили.

    При этом общее количество просмотров культурных мероприятий РТ за апрель, первый месяц ограничительных мер, составило около 8 млн. Туда входит посещение онлайн-концертов, мероприятий в соцсетях, сайтов, виртуальных экскурсий. 


    Рамиль Гали
    Развитие ИТ-сферы в области культуры и интернет в сельских клубах
    Как вы меняетесь как управленцы? Каким новым компетенциям вам пришлось обучить персонал? 

    Мы шли к этому достаточно долго, и объективно Республика Татарстан в контексте решений по ИТ в сфере культуры занимает достаточно устойчивые позиции. Настолько устойчивые, что сегодня Минкульт РФ планирует на базе нашего Института культуры открыть общероссийскую площадку по повышению квалификации и ИТ-компетенций в сфере культуры. 

    Если бы не было программы развития библиотечного дела, инициированной Рустамом Миннихановым десять лет назад, когда мы довели информатизацию библиотек до стопроцентного покрытия, сводного библиотечного каталога и возможности бронировать книгу и платформенного решения, то нам было бы сложно перевести библиотеки в эту сферу. Мы планомерно ведем работу в музейном сообществе по учетной системе КОМИС, развиваем и мотивируем их на создание своих сайтов. У них появляются виртуальные экскурсии. Каждый музей может выставить свои коллекции на федеральной платформе «Артефакт». Для реализации этого проекта было предварительно закуплено оборудование, шла работа по оцифровке фондов и созданию цифровых копий музейных экспонатов.   

    Полная версия интервью будет опубликована на сайте Sntat.ru. Видеоверсию можно увидеть на канале ИА «Татар-информ» в YouTube. 

    Телевизионный вариант беседы в программе «Интервью без галстука с Андреем Кузьминым» зрители смогут посмотреть на телеканале «Татарстан 24» в субботу в 18.30 и в воскресенье в 13.30. 

     

    Татар-информ.

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: