Знамя
  • Рус Тат
  • Почему результаты низкие?

    Почему результаты низкие?

     

     

    Результаты ЕГЭ по биологии в 2021 году в сравнении с 2020 годом повысились незначительно: средний балл увеличился на 0,76 баллов с 56,11 до 56,87. Увеличилось и количество выпускников, не преодолевших минимальный балл, с 9,36% до 10,18% от общего количества экзаменующихся. Вместе с тем, увеличилось и количество участников ЕГЭ по биологии, набравших от 81 до 99 баллов с 5,37% до 8%, и увеличилось количество стобалльников с 2 до 5 человек.

    Несмотря на это, выпускников, сдавших экзамен на 80 – 100 баллов, достаточно малое количество. Представим несколько причин недостаточной подготовки к ЕГЭ по биологии.
    Многие обучающиеся чаще всего изучают многообразие организмов, биологию человека без учета общебиологических знаний – экологии, эволюции, биохимии, цитологии, эмбриологии и генетики. Кроме того, у выпускников не хватает биологической эрудиции, которую бы они получали из научно-популярных фильмов, научных журналов и статей о современных открытиях в биологии. Отсутствие биологической грамотности и эрудиции чаще всего объясняется тем, что решение сдавать экзамен по биологии принимают дети осознанно за один-два года до сдачи экзамена, а этого времени хватает лишь только на приобретение базовых и немного профильных знаний по биологии.

    Есть такая категория обучающихся, которые сами не могут определиться с выбором будущей профессии к 11 классу, тогда родители решают за них, зачастую запозда-
    ло, – медицина. В этом случае многие родители и их ребенок видят уже результат будущего обучения – «будешь врачом или биологом», а внутреннего стремления к познанию и подготовке к итоговой аттестации у такого ребенка мало или отсутствует. Отсюда, как правило, низкие результаты на экзамене.

    Есть еще одна современная серьезная проблема при подготовке к ЕГЭ по биологии – когда родители или сам будущий выпускник берут себе одновременно в помощь, помимо уроков биологии в школе, дополнительные курсы при вузах, где зачастую дают информацию завышенно углубленную, даже специальную, которая не пригодится на экзамене. Разбавляют это обучением в дистанционной школе в сети Интернет, преподавание в которых осуществляется не всегда высококвалифицированными специалистами, допускающими биологические ошибки или неточности, некорректности. Данные ресурсы не всегда контролируются экспертами в этой области. Ко всему этому, еще нанимают частного учителя для подготовки к ЕГЭ. Учтем, все эти «источники информации» не договариваются между собой, чему сегодня обучить их подопечного, и все эти «источники» дают домашние задания по разным темам и разделам. И вот таких будущих «перезагруженных» выпускников становится все больше. Есть только немногие, которые справляются с таким наплывом занятости, разно-
    образной информацией и с умением все успеть. Они успешно идут к цели, самостоятельны, мотивированы – одно учат, другое повторяют, третье в поиске – выбранная система работает. У большинства же обучающихся при таком темпе через небольшой период разбросанного обучения из-за нехватки времени, перегруженности информации, возможных проблем из-за неуспеваемости в школе и т. д. возникают проблемы с памятью, вниманием и психосоматикой. В этом случае разделы биологии изучаются спонтанно, бессвязно, без поставленных целей и имеющегося плана. В результате теряется система обучения биологии и, соответственно, качественная и эффективная подготовка к предстоящему экзамену, проявляется «поверхностное», неглубокое знание биологии, отсутствие биологического мышления.

    Несмотря на имеющиеся проблемы, ЕГЭ по биологии сдан, а результаты итоговой аттестации позволяют дифференцировать выпускников по уровню интеллекта, мотивации и владения определенными компетентностями.

    Особенностью КИМ по биологии 2021 г. явилось увеличение числа таких заданий, которые требуют не только воспроизведения изученных тем, но и использования биологической эрудиции, знаний в нестандартных ситуациях (роение пчел), в практической деятельности, умения работать с текстом, рисунками и графическими формами информации. Представленные ниже данные получены на основе анализа результатов ЕГЭ по биологии в РТ в 2021 г.

    Елена АКШАЕВА,
    председатель предметной комиссии по проверке заданий с развернутым ответом ЕГЭ по биологии в РТ, учитель биологии высшей квалификационной категории лицея № 116 им. Героя Советского Союза А. С. Умеркина г. Казани

    Журнал "Мәгариф"

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: