Знамя

Буинский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Вчера, сегодня, завтра

Рамадан-2018: ответы на главные вопросы, волнующие мусульман

Сегодня второй день священного для всех мусульман мира месяца Рамадан. Для кого ураза является фарзом (обязанностью), что можно и нельзя делать во время поста, суть ифтара, размер фитра и нисаба – об этом и многом другом агентству «Татар-информ» рассказал имам-хатыйб мечети «Гаиля» Казани Рустам хазрат Хайруллин.

– Рустам хазрат, как подготовиться к посту?

– Бисмилляхиррахманир-рахим! По милости Всевышнего начался месяц Рамадан. Пусть Аллах каждому даст возможность в здравии держать этот пост. Мне часто задают вопрос: «Как делать намерение держать уразу?» Наш Пророк в хадисах учил нас тому, что каждое действие начинается с намерения. Если до начала Уразы мы будем сомневаться в своих силах и думать «смогу ли я или нет», этот человек не сможет соблюдать пост или ему придется очень тяжело. Поэтому сила намерения очень важна.

Еще меня спрашивают: «Можно ли делать намерение перед сном или делать это утром?» Не является ошибкой искренне от всего сердца решать перед сном: «Завтра буду держать уразу». По религии внутреннего намерения человека вполне хватает. Но если мы произнесем намерение вслух и скажем: «Яраббым, буду держать пост ради Твоего довольства», – наше намерение будет крепче. То есть после сухура – утреннего приема пищи мы говорим:

«Навайту ан-асуума саума шяхри рамадаан миняль-фаджри иляль-магриби хаалисан лилляяхи тя’ааля» («Я намерился держать пост месяца Рамадан от рассвета до заката искренне ради Аллаха»). Это и будет наше намерение – Ният.

После захода солнца, во время намаза Ахшам мы говорим:

“Аллахумма лякя сумту, ва бикя ааманту, ва ‘аляйкя таваккяльту, ва ‘аля ризкыкя афтарту, фагфирлии йя гаффаару маа каддамту ва маа аххарту.” (“О Аллах, ради Тебя я постился, в Тебя уверовал, на Тебя положился, Твоей пищей разговелся. О, Прощающий, прости мне грехи, что я совершил или совершу”). Говоря эти слова, мы разговляемся.

– Для кого соблюдение уразы является обязательным и кто освобожден от поста? 

– Если человек достиг возраста половой зрелости, он обязан соблюдать пост. «Работаю, нет времени», – таких отговорок быть не может. Если ты достиг возраста половой зрелости, ураза считается фарзом. Что означает фарз? То, что если ты не совершаешь то или иное действие, то это будет грехом.

Пророк говорит: «Кому можно не соблюдать пост? Если человек находится в пути 4–5 дней, ему разрешается в этот промежуток времени отложить пост». Но если он будет соблюдать, для него же лучше. Потому что сейчас нет преград: в машинах и гостиницах стоят кондиционеры, везде комфортные условия. Если отложили пост – обязаны возместить эти дни после праздника окончания поста. Но всегда легче и приятнее держать пост всей страной, всем миром.


– Беременные женщины или кормящие грудью мамы могут быть освобождены от уразы?

 – Только что родившая или кормящая молодая мама, если у нее становится меньше молока и от этого страдает ребенок, может отложить пост. Также разрешается не держать уразу беременным женщинам. Но ураза останется ее долгом. И после рождения ребенка, после отлучения от груди через два года она обязана поститься эти положенные оставшиеся дни. Ученые считают, что если мать рожает детей одного за другим, как ей быть? Не может же она поститься полгода. В таком случае молодая мама может за один день поста отдать фидия, то есть накормить одного нуждающегося. В этом году сумма фидия, то есть сумма, положенная на обед одного нуждающегося, составляет 200 рублей.


– В нашем обществе бытует такое мнение: «Зачем я буду себя заставлять и держать пост, если я могу каждый день накормить одного нуждающегося?» 

– Если человек не находится в пути, не болеет, не ждет ребенка или не кормит грудью, то для него не соблюдать пост – грех. Болезнь может быть двух видов. Если человек болеет простудой или гриппом и не может держать пост, он должен возместить эти дни после выздоровления. А если у человека такие серьезные болезни, как сахарный диабет или язва желудка, или он не может держать уразу из-за пожилого возраста, им разрешается не держать пост, а накормить нуждающегося. Кормить бедных могут и те, кто держит пост, это благое деяние, но он не возмещает уразу.

– Вы сказали, что уразу могут отложить путники. В каком расстоянии от дома человек считается путником?

– Этому есть объяснение, существующее еще со времен нашего Пророка. Они передвигались на верблюдах, и это передвижение считалось трехдневной поездкой. Сейчас ученые считают, что на расстоянии в 80–100 километров от дома человек считается путником. Допустим, от Казани до Арска 100 км. Если поедем в Арск, считается, что мы в поездке. А на Высокой Горе мы уже не считаемся в поездке и это не может быть причиной не держать уразу. Езда в соседнее село – это не поездка, и неправильно по этой причине не соблюдать пост. Не надо бояться поститься. Ураза – самое драгоценное время года. Во время Рамадана Шайтан уходит «в отпуск». Саваб от уразы принимает все наши ошибки и грехи. Пользу от уразы понимают даже врачи, ведь воздержание от еды очищает организм. Нельзя не держать пост, говоря: «Я работаю». Наши бабушки и дедушки соблюдали уразу в летний зной, работая в поле. А мы сейчас сидим в кабинетах с кондиционерами и ищем тысячи причин, чтобы не поститься.

– Какие деяния нарушают или не нарушают пост?

– В исламе нет таких понятий, как «по-моему» или «по-твоему», мы идем дорогой, указанной нашим Пророком. Мнений много: говорят «мне так сказал один мулла» или «одна сестра сказала, что можно». Вопрос, который беспокоит больше всего: можно ли полоскать рот во время уразы? Пророк говорит, что можно, но вода не должна проходить внутрь. То есть нельзя в это время воду глотать. Во-вторых, многие спрашивают, можно ли помыться в бане, принимать душ? Пророк во время уразы лил на себя воду. Можно принимать душ, чтобы освежить силы. Вода расслабляет организм, дает отдых. А вот сидеть подолгу в бане и потеть нельзя. Наши предки, чтобы освежиться и не обессилеть, спускались в погреба-ледники.

Очень часто приходится слышать от домохозяек такой вопрос: можно ли во время готовки еды пробовать на вкус, хватает или нет соли? Это деяние – макрух, то есть пробовать не запрещено, но и нежелательно. Если выхода из данной ситуации нет, в этом случае можно пробовать. Но во время уразы желательно, конечно, воздержаться от таких действий.

Молодые интересуются: «Хазрат, мы недавно поженились, можно ли во время уразы держаться за руки?» В этом нет ничего страшного. Во время поста не разрешается интимная близость и поцелуи в губы.

– Разрешено ли во время уразы получать уколы и сдавать кровь на анализ?

– Во время уразы нагружать себя делами, причиняющими тебе тяжесть, – грех. Скажем, сдавать кровь в качестве донора. Сдавая кровь в определенном количестве, мы теряем силы. Пророк сказал: «Соблюдая уразу, не разрешается делать необычные дела, которые приносят вам вред, забирают ваши силы». А вот сдавать кровь на анализы не вредно. В этом случае крови берут совсем немного, это не заберет много сил. Если во время уразы придется сдать анализы, нельзя отменять пост только по этой причине. Во время поста не разрешены витамины и уколы, дающие силы. А если боль началась внезапно и нет возможности выпить таблетку, разрешается делать обезболивающий укол.

– Нарушают ли пост капли для глаз и носа?

– Все, что проходит через горло, нарушает. Назальные и ушные капли нарушат пост, если они проходят через горло. Я и сам испытывал это, действительно они проходят через горло. Если глазные капли не проходят в горло, то их использование не будет грехом.

– В последние годы молодежь все больше приходит в ислам, постящихся тоже стало больше. Не стало ли это модой? Можно ли выкладывать фото сухура или ифтара в социальных сетях или из-за них можно потерять саваб?

– Все зависит от намерения – Ният. Если кто-то постится ради хвастовства и показухи, то его деяния не будут зачтены. Слава Всевышнему, молодежь тянется к религии. Если они показывают на своем примере, с намерением: «Пусть, увидев от меня, и другие придут в религию, пусть мои друзья тоже начнут соблюдать пост», – то это не будет причиной потерять саваб.

– Некоторые сомневаются: «Я бы соблюдал пост, но не читаю намаз»…

– Всевышний указал нам пять фарзов. Это – быть в Имане, то есть верующим, соблюдать уразу, читать намазы, давать закят и совершить Хадж. Если мы выполняем одно и не выполняем другое, то за первое мы получаем саваб, за второе – грех. Но нельзя бояться держать пост, если не читаете намаз. Поставьте цель и во время уразы понемногу начинайте учить правила намаза. Такие примеры, слава Всевышнему, есть. Кто-то начинает ходить на пятничные намазы, а через некоторое время не пропускает ни один из пяти ежедневных намазов.

– Некоторые соблюдают три дня поста в начале и три дня в конце Рамадана.

– Человек делает намерение держать пост в первые три дня уразы и выполняет. Потому что он сделал намерение, подготовился, и Аллах ему помогает. Самые трудные дни – это первые три дня Рамадана. Аллах Тааля одарил нас такой возможностью, что за три дня наш организм приспосабливается к ситуации. Нет воды, еда только после захода солнца. За три дня человеческий организм приучается. И вот только организм приучен, как человек перестает поститься. Поэтому, делая намерение, нужно готовиться поститься полностью. Пусть будет по 10 дней в начале, середине и конце месяца. Первые десять дней Рамадана – милость Всевышнего, второй десяток – очищение от грехов, и последние десять дней – освобождение от огня джаханнам.

– Будет ли правильным держать пост без сухура? Обязательно ли вставать на сухур, если поесть вечером и сделать перед сном намерение?

– Если в первый день Рамадана сухур в 1.30, то ифтар только в 19.50. Расстояние долгое. «Нужно идти на работу, посплю и покушаю вечером», – так думать правильно с материальной стороны. Иногда человек наедается и одной тарелкой супа, порой не наедается и двумя-тремя порциями. Что это значит? Баракат! Такой же баракат есть и в сухуре. Если встанете на сухур, сделаете глоток воды и выскажете намерение, будет больше бараката и больше саваба. Пророк предупреждал: «Не проспите сухур».

– Могут ли в ифтаре принимать участие непостящиеся?

– Пророк говорит: «Кто накормит постящегося в уразу, тому будет такой же саваб». Например, мы пригласили на ифтар 30 человек, если 20 из них держат уразу, саваб будет за 20 человек. Даже если остальные не постились, нам будет благодарность за то, что мы их накормили. Не считается грехом, если на такие меджлисы приходят люди, не соблюдающие пост. Пусть приходят, делают дуа. Грех – не приходить без причины туда, куда позвали. Может быть, меджлис послужит непостящемуся причиной начать держать уразу. Организовать ифтар – благое дело.

– Есть такие люди, которые в месяц Рамадан устраивают дни рождения. Можно ли сидеть постящимся за такими ломящимися от еды столами?

– Во время уразы можно проводить меджлисы никаха или свадьбы, дни рождения, поминки – но только строго после ифтара. Приглашать гостей днем было бы неправильно. В таком случае организаторам это станет грехом, а если постящийся воздержится от посещения такого торжества, для него это грехом не считается. Нужно держаться подальше от такого греха.

– Поговорим о размере фитр и нисаб, вызвавших в народе немало споров. От наших читателей приходят вопросы: «Откуда такой порядок?», «Кто и как определяет размер садака?»

– Наш Пророк, конечно, не говорил давать фитр в рублях. Но и в те времена был определенный размер садака. Чтобы нам понять: это примерно размер трехлитровой банки. Если мы заполним банку финиками, это и есть наш фитр-садака. Так мы должны его давать. Собирать его – дополнительная нагрузка для мечетей. Потому нам приносят садака деньгами, мы должны его собрать и, не используя для нужд мечетей ни копейки, раздать бедным и нуждающимся. Если в вашем окружении есть сироты, нуждающиеся, отдайте эти финики в трехлитровой банке им. Пусть кушают, празднуют. Можно давать не только финики, но и крупы. Если ты принес садака фитр в мечеть, тебе будет саваб. Думать: «Что будут делать с ними хазраты, куда потратят?» – уменьшает саваб. Даже мысль об этом. Отдал – забудь. Когда правая рука дает садака, левая не должна об этом знать.

Пророк не определил размер закят ни в рублях, ни в долларах. Он определил его золотом. Если считать валютой Центробанка, это 200 тысяч рублей. Если такая сумма имеется у нас под подушкой или на счете в банке, мы должны взять из них 2,5 процента и разделить с бедными и сиротами. Это – их часть, Аллах дал им их через нас. Многие задают мне вопрос: «Хазрат, неужели Аллах не видит голодающих детей в Африке?» Он видит и дает их часть через тебя. Неправильно думать: «У меня есть красный диплом, я сам заработал эти деньги». Если бы Аллах не даровал нам ум, глаза, уши, не было бы ни диплома, ни денег. Все от Всевышнего. Поэтому необходимо отдавать и фитр, и закят. Пророк говорит: «Если в иное время за одно благое дело запишется десять благих дел, то во время уразы – до семисот».

– Кого нужно иметь в виду, говоря «бедняки»?

– Нищий – тот, у кого нет ничего для жизни, нет еды. Если у человека есть еда на три дня, он считается бедным.

– Можно ли давать фитр-садака детям или внукам?

– Давая садака, у нас человек первым делом дает матери. Таков обычай. Садака дается бедному. Давать садака матери, причисляя ее к бедным, – грех. Потому что родители, бабушки и дедушки, дети и внуки – на твоем попечении. Если ты богат, сделай матери подарок, а не садака.

 Некоторые семьи начинают вовлекать детей держать уразу еще до того, как дети могут понять, что это. Это правильно?

– В исламе нет принуждения, и нужно объяснять человеку смысл красивыми словами и деяниями. Бесполезно заставлять детей, поднимать руку, принуждать держать пост или читать намаз. Нужно взрастить любовь в сердце ребенка. Я – отец четверых детей. В чем заключается ураза младших детей? Днем им нельзя есть конфеты, мороженое, шоколад. Зато в сухур и ифтар им можно есть все, что они захотят. Если я, принуждая, воспитаю в детях ненависть к уразе, это будет моим грехом. Детей нужно завлекать к уразе, намазу, к религии.

– С началом месяца Рамадан даже в жаркую пору дни становятся прохладнее, идут дожди, в этом есть легкость для постящихся. Сказано ли об этом что-либо в Коране?

– Аллах говорит: «Нет принуждения в религии». В этом мы видим милость Всевышнего, он дает нам легкость. Действительно, в Рамадан дни прохладнее и мусульманам легче соблюдать пост.

– Рустам хазрат, в прошлом году многим в уразу пришлось тяжело, поэтому некоторые хазраты высказались о том, чтобы соблюдать пост по времени Мекки. Как вы на это смотрите?

– Чем больше времени мы проведем в уразе, так же получим за это и саваб. Если человек болеет или у него нет сил, он может отложить пост до того времени, как ему станет легче. Держать пост по мекканскому времени, то есть кушать сухур или кушать ифтар днем, будет неправильно. Потому что в Коране Аллах указал нам время сухура и ифтара. Будет неправильно идти против сказанного. В нашей местности есть свое определенное время и сухура, и ифтара.

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев