Знамя
  • Рус Тат
  • В Буинске ветерануа ВОВ поздравили с юбилеем

    Первый заместитель главы Буинского муниципального района Ильдар Еремеев поздравил с 90-летним юбилеем Валиуллина Анвара Халирахмановича.

    Первый заместитель главы Буинского муниципального района Ильдар Еремеев поздравил с 90-летним юбилеем Валиуллина Анвара Халирахмановича.
    Ильдар Фаридович пожелал юбиляру крепкого здоровья, оптимизма, всего самого наилучшего, вручил поздравительную открытку от Президента России Владимира Путина, цветы и подарки.

     

     

    Газета  "Волжская магистраль

     

    Закалка военных лет

    Трудовая жизнь путейца Анвара Валиуллина началась в суровое время

    Его поколение не воевало в сороковые годы на фронте. В глубоком тылу, где он жил, не было бомбёжек и обстрелов. Но это на них, подростков, лёг тот тяжёлый повседневный труд, без которого не было бы Победы.

    6-1.jpgА что он мог? Анвару Валиуллину было всего одиннадцать, когда в летний день репродукторы передали сообщение о том, что на страну напала фашистская Германия. 
    Картины военного детства и сейчас нередко проходят перед его мысленным взором. Голодно. В выстуженном здании школы полумрак: зимой поздно светает, а электричества нет. По сельской улице идёт почтальон: что за письма в его сумке, нет ли печальных вестей?.. 

    – В семье нашей было пятеро детей. Тяжело жилось. Но мама наша была труженица: с приходом лета мы все дружно собирали траву – крапиву, клевер и щавель, а в августе – ягоды. Вот была еда. Стать я мечтал учителем. В школе учителя очень интересно рассказывали и всегда чисто и аккуратно одевались. Это меня очень привлекало. А носил я брюки, которые сшила мама из старой мешковины. 

    Отец Анвара, Халирахман Валиуллин, на железной дороге работал плотником, затем столяром, а во время войны участвовал в строительстве участка Свияжск – Ульяновск. Анвар помнит трагический размах этой народной стройки. Тысячи людей жили в бараках, подселялись в крестьянские избы. И в осеннюю непогоду, и весной от темна до темна горожане, колхозники, заключённые (кого там только не было!) возили на тачках землю, забивали деревянные сваи, возводили мосты и насыпи, укладывали рельсы. Строгий приказ – вести работы быстро любой ценой. Пройдёт год – и все поймут, что именно эта железная дорога, проложенная в срок, окажется единственной, которую враг не смог перерезать возле Сталинграда. И только благодаря ей город получал подкрепление и фашистская армия была опрокинута в битве на Волге. 

    На стройке работали подростки, которые были всего на несколько лет старше Анвара. Но был и его вклад в Победу. С лета 1942 года он трудился в местном колхозе. 
    – В 1942 году мы с моим товарищем начали работать в колхозе. Мы пасли 27 телят, на лошади боронили землю. Тракторов не было, всё приходилось делать вручную. За свой труд на обед мы получали 400 грамм печёного хлеба и стакан чая, – вспоминает Анвар Халирахманович. 

    А прошло несколько лет – и в его руках оказалась построенная в военные дни железная дорога. Состояние её было ужасным. Ведь, прокладывая её, думали только об одном – чтобы хоть как-то, но как можно быстрее по ней могли пройти поезда. А спустя пару-тройку лет насыпи стали расползаться, в половодье начали рушиться мосты... 

    Семейные династии на железной дороге не редкость. Это отец привёл Анвара в Буинскую дистанцию пути. Работу на железной дороге Валиуллин начал табельщиком-счетоводом. Подрос, окреп – стал монтёром. Определился в том, что намерен быть путейцем. Но хотелось учиться, всерьёз осваивать профессию. И Халирахман Валиуллин напутствовал сына на учёбу. 

    Четыре года в Пермском железнодорожном техникуме пролетели незаметно. Домой вернулся специалистом. Немного поработал бригадиром пути, а затем более полутора десятков лет дорожным мастером. Порядок был всегда и у него на околотке, и дома. С супругой Исламьей Курбановной они прожили долгую и счастливую жизнь. Она тоже трудилась на дороге – фельдшером, на соседней станции Кильдуразы. Проблемы железнодорожников ей знакомы, а потому к работе мужа она всегда относилась с пониманием. 

    – Устроился к нам в дистанцию выпускник железнодорожного института, – вспоминает Анвар Халирахманович. – Щупленький, неказистый. Зато инженер. Заело меня: чем я хуже? Посоветовался с женой. Она со мной согласилась, правда, сомневалась, что поступлю. 

    Поехал в Москву, успешно поступил в институт инженеров транспорта и все пять лет учился на «отлично». Какие у нас были преподаватели! Слушал лекции знаменитого учёного-путейца Георгия Шахунянца. Тогда у нас в семье уже было двое детей. Стипендия небольшая. Постоянно приходилось после занятий подрабатывать. Но домой без подарков никогда не приезжал. 

    Зрелым 50-летним человеком Валиуллин получил должность начальника Буинской дистанции пути. И, как прежде, не был слепым исполнителем, ради дела жертвовал личным. 
    – Если было нужно, работал и по десять, и по 15 часов, лишь бы не было сбоев в движении. По масштабам дороги наша дистанция в 157 км была небольшой. Но рельеф очень сложный, изрезанный оврагами и речушками, а это уже проблемы. К тому же участок находился не на главном ходу, отсюда и отношение к нему соответствующее – на ремонт давали только старогодные шпалы и рельсы. Деревянные мосты требовали особого внимания. 

    – Истинный путеец, – говорит о нём бывший заместитель начальника по кадрам и социальным вопросам дистанции Фания Гаязова. – Он хорошо знал линию, в любую погоду ходил по путям сам и делал замеры. К сотрудникам всегда относился с уважением, да и его на дистанции уважали. Дисциплинированный, ответственный и спокойный, с плеча он не рубил: прежде чем принять окончательное решение, советовался с мастерами. Ценил каждого сотрудника. 

    Пенсию Анвару Валиуллину оформили в 1990 году. Но в дистанции пути он трудился ещё семь лет: организовали курсы бригадиров, и его как опытного, грамотного путейца назначили инженером-инструктором производственного обучения. 

    – Аллахом не обижен. У меня очень хорошая семья. Здоровье позволяло работать. Дело мне приносило радость, – размышляет Анвар Халирахманович. 
    А ещё – заслуженное уважение. Когда он идёт по улице в родном Буинске, то едва успевает отвечать на поклоны знакомых. Здесь его знает и стар и мал. Он почётный работник Горьковской железной дороги. И сейчас, когда празднует своё 85-летие, слышит много добрых слов от земляков и коллег. И снова Анвар Халирахманович вспоминает те далёкие дни, которые закалили его на всю жизнь, научили не бояться трудных задач. 
     

    Николай Морохин, Айсылу Закирова

     

    2015 год.

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: