Знамя

Буинский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Вчера, сегодня, завтра

15 лет с Февральской трагедии в Буинске (+фото)

4 февраля в Буинске День памяти. Исполняется 15 лет со дня гибели семерых славных парней, вставших на пути вооруженных дезертиров, покинувших воинскую часть Ульяновска, ценой своих жизней защитивших безопасность граждан, до конца выполнивших свой служебный долг. Сколько воды утекло за это время, сколько слез было выплакано - оставшиеся сиротами малыши...

4 февраля в Буинске День памяти. Исполняется 15 лет со дня гибели семерых славных парней, вставших на пути вооруженных дезертиров, покинувших воинскую часть Ульяновска, ценой своих жизней защитивших безопасность граждан, до конца выполнивших свой служебный долг. Сколько воды утекло за это время, сколько слез было выплакано - оставшиеся сиротами малыши выросли, получили образование, многие уже сами стали родителями, достигли зрелого возраста овдовевшие в молодости женщины, постарели родители, а некоторых уже нет с нами… Тяжело бередить раны близких героев, но все же мы отважились вернуться к трагедии, произошедшей 15 лет назад.

Лилие - дочери 23-летнего младшего сержанта милиции, инспектора дорожно-патрульной службы Ильнура Хайруллина тогда было 6 месяцев. Сегодня «копия» отца учится в 9 классе лицея №2. (на фотографии) Учится хорошо. Мечтает получить юридическое образование.

- Дочь часто повторяет слова «если бы был жив папа», очень скучает. С организованных сотрудниками полиции встреч всегда возвращается со слезами на глазах, видя это, плачу и я, - говорит вдова Ильнура Румия. Дети внештатных сотрудников милиции Олега Сайкина и афганца Сергея Шурбина из Рунги уже выросли, нашли свой путь в жизни.

- Старшая дочь Ольга уже сама мама. Уже растут две дочери. Она окончила Казанский юридический институт. Работает в отделе кадров в правоохранительных органах. То же учебное заведение окончил и Евгений. Он также в Казани, следователь, - говорит Ирина Шурбина. Ее коллега-учитель Надежда Сайкина в ту ночь осталась вдовой с тремя детьми. Близнецам Диме и Денису исполнилось 25 лет. Дмитрий работает в районном отделении ГИБДД, живет с матерью. Денис работает в Казани. Младший Ростислав в этом году поступил в Казанский инновационный университет имени Тимирясова. Также с помощью министерства.

На момент гибели капитана милиции, дежурного отдела вневедомственной охраны Рашита Шарафутдинова дочери Энже было 13 лет, сыну Ильназу 5. Прошедший Афган Рашит, если бы был жив, стал бы уже дважды дедом, на следующий год с женой Ильсияр отметили бы 30-летие совместной жизни. Дети пошли по стопам отца - Ильназ учится в Казанском юридическом институте. Энже окончила его 5 лет назад. С мужем Айратом воспитывают Раяну и Раяза.

- Пятилетняя Раяна часто берет в руки портрет Рашита. Плачет, говоря, что скучает по дедушке, - говорит Ильсияр. Видимо, переживания близких и в сердце малышки, не видевшей его ни разу. Глядя на внуков, правнуков, общаясь с ними, на время забывает о боли и мать Гульсум апа.

Лейтенант милиции, оперуполномоченный отдела уголовного розыска Буинского ОВД Азат Шайдуллин жениться и подарить родителям внуков не успел. Ему было всего 20 лет. Через несколько лет скончался и его отец Хамит абы. Хорошо еще рядом с мамой Гульнур апа сын Айгиз, сноха Гулия, девятимесячный внук Султан.

- Если не увижу внука хотя бы день, начинаю скучать. Живем неподалеку, видимся каждый день. Они мои главные помощники. Очень помогает и отдел внутренних дел, - говорит Гульнур апа. Она каждый день читает молитвы, вспоминая сына Азата.

Мать младшего лейтенанта милиции, оперуполномоченного группы антиалкогольной милиции Шамиля Абдрахманова Фагима апа переехала из Верхнего Наратбаша в Буинск к сыну Рамилю. Ей исполнилось 85 лет. Перестали слушаться ноги. А вот память хорошая, в ее сердце рождаются посвященные героизму сына поэтические строки, повторяет она и написанные раньше.

Постарели и родители капитана милиции, старшего участкового уполномоченного милиции Гамиля Загуртдинова Гали абы и Назима апа. Они вместе около 60 лет. Недавно похоронили дочь. К счастью, радуют внуки. Нашли свой путь и дети Гамиля и покойной его жены Резеды. Старшие окончили юридический институт. Ильнур работает дознавателем в Нижнекамске, Энже - в Казани. У обоих семьи, у первого растет дочь, у второй - сын. Младшая Гульназ выбрала профессию сферы образования, воспитания. Она заочно учится в Казанском педагогическом институте, работает в детском саду в Буинске.

Есть и выжившие после ранения в этой страшной трагедии. Это работники отдела вневедомственной охраны Олег Козин, Владимир Лихоманов, житель Рунги Радислав Шурбин, которому удалось убежать от дезертиров. Они растят детей, работают.

Мы помним о трагедии, потрясшей не только Буинск. Помним героев.

«Кровавый понедельник»
В ночь с 3 на 4 февраля 2002 года из 31-й отдельной воздушно-десантной бригады под Ульяновском, захватив оружие и патроны, самовольно покинули часть и двинулись в сторону Татарстана двое военнослужащих. Кровавый марафон десантников начался примерно в час ночи. Прихватив с собой 2 автомата и более 100 патронов, они сбежали из военной части. Первой жертвой сержанта Алмаза Шагеева и командира отделения рядового Михаила Сухорукова стал водитель «шестерки», которого дезертиры хладнокровно расстреляли на территории Ульяновской области. Спрятав тело убитого в багажник, на его машине двинулись в сторону Татарстана. Когда в баке автомобиля закончилось топливо, преступники бросили машину на обочине и снова вышли голосовать. Беглецов подобрал водитель «девяносто девятой», его убили выстрелом в голову, а тело бросили в кювет. Контрольный пост милиции «Восток» находится на западной границе Татарстана, дальше - Ульяновская область. Сейчас он закрыт, но в 2002 году «кровавый понедельник» начался именно с «Востока».
Проезжая пост на «ВАЗ-21099», Шагеев и Сухоруков проигнорировали сигнал инспектора ГИБДД остановиться. Немедленно отреагировав и передав по рации приметы нарушителя, младший сержант милиции Ильнур Хайруллин пустился в погоню за «девяносто девятой». Трое гражданских и сержант Хайруллин нагнали нарушителей быстро - около автозаправочной станции. Но когда милиционер вышел из машины, десантники настолько быстро открыли огонь, что Хайруллин не успел оказать сопротивление. Автоматная очередь прошла в машине и по «внештатникам». Двое жителей Буинска были убиты сразу. Третьего дезертиры взяли в качестве водителя.
Оставшийся в живых Радик Шурбин в тот день по существу родился во второй раз. Очевидцу расстрела родного брата и двух друзей тогда удалось сбежать и сообщить обо всем в милицию. Так появилась первая информация о том, что убийства на дороге совершают военные. Пока Шурбин добирался до ближайшего телефона, Шагеев и Сухоруков, оставив заглохшую машину, шли пешком в сторону Буинска. Радику удалось их обмануть, сказав, что кончился бензин. Он специально замкнул сигнализацию, а потом сбежал.
На въезде в город встал экипаж ОВО, по плану «Перехват» отрабатывавший сообщение погибшего Хайруллина. Милиционеры были ориентированы на задержание автомобиля, двое пеших не вызвали у них подозрений. Когда они их заметили и достали табельное оружие, десантники открыли огонь на поражение. Командир экипажа капитан милиции «афганец» Рашит Шарафутдинов погиб мгновенно. Двое его товарищей тяжело ранены. Одного, находившегося без сознания, убийцы приняли за мертвого. Второго попытались добить выстрелом в голову со словами «Извини брат, но в живых мы тебя оставить не можем!» Милиционера спасло чудо - он инстинктивно дернул головой, и пуля прошла по касательной. Забрав милицейский уазик, десантники повернули в сторону Казани. Но проехав несколько метров, машина опрокинулась. Никто не знает до сих пор, как развивались события дальше. Следы преступников были потеряны почти на весь день 4 февраля.
МВД Татарстана стянуло все силы оперативников в Буинск. Милиционеры отрабатывали каждый квадратный метр района. Проверяли населенные пункты, где могли скрываться дезертиры, брошенные дома, амбары, склады, устанавливали связи беглых десантников. В воздух подняли вертолет, на место прибыл отряд СОБРа. Стало ясно, что убийцы - снайперы, у них есть оружие и патроны. Замминистра Ринат Тимерзянов, руководивший операцией, отдал приказ задерживать преступников только сотрудникам спецназа, остальным - передавать информацию.
15 лет назад в начале февраля стояли крепкие морозы. Пока оперативники обследовали каждый двор Буинска, выстрелы раздались снова. На этот раз в селе Лощи, в районе железной дороги, идущей в сторону Казани. На задержание спецназ не успел. Приехав на место перестрелки, обнаружили четыре тела - трех милиционеров и одного из десантников. Как выяснилось позже, поставив свой уазик возле старого магазина, экипаж отправился осматривать железную дорогу. Возвращаясь к машине, милиционеры увидели, что один из разыскиваемых идет с поднятыми руками. На самом деле это был продуманный план. Таким образом убийцы хотели обмануть милиционеров и завладеть их машиной. Но лейтенант Шамиль Абдрахманов и его напарник - самый молодой из всех - Азат Шайдуллин поверили и побежали в сторону Шагеева. За происходившим наблюдал из-за кустов Михаил Сухоруков. Пока милиционеры досматривали его подельника, он открыл огонь. Шайдуллин и Абдрахманов погибли мгновенно, участковый Гамиль Загуртдинов отстреливался сколько мог... Военная подготовка десантников объясняет гибель милиционеров. Хотя на всех были бронежилеты, прошедшие хорошую школу военные стреляли прицельно в головы.
Убив своего напарника и милиционеров, Сухоруков направился в сторону деревни Черки-Гришино. Забравшись в дом пенсионеров, он потребовал водки и еды. Пока «гость», сидя на кровати, ел и смотрел выпуски новостей о трагических событиях в Татарстане, старики смогли убежать и сообщить в милицию. Когда спецназовцы зашли в дом, Сухоруков уже был мертв - он выстрелил себе в висок...
Приказ не обсуждается!
Во время разбора причин произошедшей трагедии стало понятно: милиционеры были не готовы убивать. Вопреки приказу «Стрелять на поражение!», все погибшие пытались задержать преступников живыми. Эти события стали поводом для того, чтобы расставить приоритеты по-другому. Позиция главы МВД по РТ Асгата Сафарова была жесткая: «Отныне разменивать жизнь своих сотрудников на жизнь преступников мы не будем».
С момента тех трагических дней прошло десятилетие. Семьям всех погибших постоянно оказывается помощь: моральная и материальная.
- Пусть порой я не живу, а существую и моего сына не вернуть, я испытываю гордость, когда о моем сыне вспоминают как о герое, - говорит мать одного из погибших милиционеров Гульнур Шайдуллина.
Ее сыну - лейтенанту милиции Азату Шайдуллину - было тогда всего 20 лет... В центре Буинска, рядом с памятником павшим воинам, возвышается мемориал семерым погибшим. На обелиске фотографии пятерых сотрудников милиции и двух гражданских. По 20 лет исполнилось сейчас и детям сотрудников, погибших при исполнении своего долга. Ребята выбрали ту же опасную профессию - защищать право каждого из нас на спокойствие и порядок. Дети участкового уполномоченного Гамиля Загуртдинова - Ильнур и Энже - учатся в Казанском юридическом институте МВД России. Дочь капитана милиции Рашита Шарафутдинова Энже работает в структуре Управления вневедомственной охраны МВД по РТ.
Указом Президента России сотрудники милиции, погибшие от рук бандитов, награждены орденом Мужества (посмертно). А приказом главы МВД по РТ они навечно зачислены в список личного состава Буинского ГРОВД. Их именами теперь названы улицы в Буинске. Семьям погибших оказана вся возможная помощь. В том числе выплачено единовременное пособие в размере 10-летнего денежного содержания. Каждый год в течение прошедших с момента трагедии лет ОВД Буинска оказывает материальную помощь родным своих погибших товарищей.
Источник: http://kazved.ru
фотографии: newsru.com

prokazan.ru; http://ulpressa.ru; lenta.ru

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев