Буинцы рыли окопы
Как только началась война, людей группами начали отправлять на рытье окопов в ближайшие районы.
Воспоминания участников сооружения оборонительных рубежей сейчас пересказывают их близкие, внуки. Знакомим и с секретными документами о героях тех грозных лет. Их нам предоставил сотрудник краеведческого музея Альберт Гарипов.
Судьба более
6 тысяч буинцев
Если взглянуть на страницы истории, в годы Великой Отечественной войны немецкие фашисты добрались до Подмосковья. С целью противостоять продвижению противника в глубь страны 13 октября 1941 года решением Государственного Комитета Обороны было образовано Главное управление оборонительного строительства. Спустя несколько дней началась работа по сооружению Волжского оборонительного рубежа. По схеме его трасса протяженностью около 350 километров должна была пройти по трем автономным республикам – Татарской, Марийской и Чувашской. На территории Татарстана оборонительные сооружения располагались полукольцом вокруг Казани (отсюда название – «Казанский обвод») и проходили от деревни Покровское на берегу Волги через станцию Урмары, райцентры Кайбицы, Апастово к Куйбышеву. Проведение работ курировал Наркомат госбезопасности во главе с Лаврентием Берия. Всего было организовано 10 военно-полевых строительств, пять из них располагались на территории ТАССР, три – Чувашской АССР, два – Марийской АССР.
Мобилизация на работы началась с 25 октября 1941 года по распоряжению Казанского комитета обороны. В первую очередь привлекались жители Казани и трех районов, по территории которых проходил Казанский обвод. Затем начали использовать труд колхозников близлежащих к строительству районов. Каждому району устанавливались свои задания. К примеру, Буинский район должен был выполнить наряд на 10 тысяч, Кайбицкий – на 9,3 тысячи, Нурлатский – 7,8 тысячи, Верхнеуслонский – на 3,8 тысячи человек. Казань по плану должна была отправить на сооружение рубежной линии 83550 человек. Более удаленные от строительства районы предоставляли меньшее количество людей: Балтасинский – 3 тысячи. В целом были мобилизованы люди из 37 районов республики. Всего по разнарядке в строительстве предусматривалось участие 281900 человек: студентов, рабочих промышленных предприятий, колхозников, учащихся школ ФЗО. Кроме того, для работы на Казанском оборонительном рубеже мобилизовался авто-и гужевой транспорт: 12660 лошадей, 162 трактора, 71 грузовая машина.
Буинский район установленный наряд 10 тысяч человек выполнить не смог. Об этом говорится в хранившемся в архиве до определенного момента под грифом секретно материале. В письме первому секретарю обкома ВКП (Б) Алемасову и председателю СНК ТАССР Гафиатуллину председатель Буинского райсовета Ибрагим Салахов прямо пишет, что задание обкома партии и СНК ТАССР не выполнено и приводит цифровые факты по состоянию трудоспособного населения и те большие задачи, возложенные на район по обмолоту хлеба и хлебопоставок. Он пишет, что смогли отправить 6128 человек, имели возможность отправить еще 340 человек. А остальные 3500 человек отправить возможностей не было. Люди нужны были и на сельхозработах, на производстве. Просит бюро Татарского обкома снять наряд с Буинского района отправить еще 3500 человек.
Мария и Александра - героини тех дней
В районе было немало семей, отправивших молодых девушек неизвестно куда. Из деревни уходили группами. В районе практически не осталось представителей того поколения. А у живых, к сожалению, уже подводит память. Проживающая в деревне Адав-Тулумбаево с сыном и снохой Мария Захарова была одной из тех, кто рыл окопы в Апастовском районе. Из памяти пожилого человека воспоминания о тех тяжелых годах постепенно уходят. А когда она была моложе, часто вспоминала, как уходили из дома, как рыли окопы, в трескучие морозы валили лес. Сидя рядом с бабушкой обо всем этом рассказала ее сноха Валентина.
– Она рассказывала, что их отправили в Апастовский район, что они жили в татарских деревнях. Возвращались совсем мокрые, за ночь одежда не успевала просохнуть. И даже зимой снова надевали ее и шли рыть окопы. Ехать домой не разрешали. Она говорила, что несколько раз ночью возвращались в деревню, чтобы помыться. Моя свекровь была очень трудолюбивой, терпеливой. Она вырастила пятерых детей. Сын был единственный, всю жизнь мы прожили вместе, – говорит она.
Об участии своей бабушки в рытье окопов еще нам рассказал учитель истории Владимир Емельянов из Альшихово. Его бабушка Александра Титова (Албутова) родом из деревни Рунга. В феврале 1941 года пришел приказ об отправке на рытье окопов 22 девушек. В списке была и Александра. Все это Владимир рассказывает по архивным документам. Всем девушкам было по 19-24 года. По словам бабушки, с раннего утра их отправляли в поле. С питанием было плохо. Бывали дни, когда обходились куском привезенной из дома мерзлой картошки. Строительство оборонительного рубежа остановили в феврале 1942 года. Бабушка вернулась в родную деревню по пояс в снегу, вся мокрая, совсем больная. Дома девочку-подростка лечили лекарственными травами. Были и такие, кто умер по возвращении, так и не оправившись от простуды. А Александра встала на ноги. Вышла замуж, воспитали двух дочерей. Всю жизнь работала в колхозе на птицеферме. Умерла в 94 года.
С приближением Дня Победы в душе каждого обновляются воспоминания. Уважаемые читатели, поделитесь воспоминаниями своих бабушек и дедушек. Можете принести в редакцию или отправить на электронный адрес bayrakbua@mail.ru
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев