Донбасский дневник: Донецк – город под обстрелом
Можно ли спокойно дожидаться на остановке автобуса, чтобы поехать на работу к себе на предприятие, которое только что взорвали прилетевшие снаряды противника? Можно. И так вынуждены поступать многие жители городов Донбасса и Луганщины.
Привыкнуть жить под постоянными обстрелами сложно, особенно тяжело засыпать под звуки канонады ночью. Но жители Донецка готовы выдержать это ради своего права быть самими собой и даже просто говорить по-русски.
В этом убедился и корреспондент «Казанских ведомостей», побывавший в самых горячих точках специальной военной операции.
Опасная зона
Когда наша татарстанская автоколонна с доставленной гуманитарной помощью благополучно выгрузилась в приграничном и гостеприимном городке Свердловске Луганской области, мы разделились и разъехались по двум маршрутам. Часть заказанной гуманитарной помощи предстояло передать дальше по назначению. Несколько машин двинулась на юг, в Сватовском направлении, корреспондента «Казанских ведомостей» ждало не менее опасное, северное направление – в сторону ожесточенных боев под Угледаром.
Так, надеваем бронежилет, на автозаправках от машины далеко не отлучаться, по одному не ходим. Мы въезжаем в опасную зону, – следует короткая предупреждающая команда от нашего сопровождающего, офицера с грузинским позывным «Лари».
Ну что же! Снова по машинам! Пожав руки «сватовцам», и мы отправляемся в путь по ровной, как скатерть стола, Донбасской равнине. Расстояния в Луганской и Донецкой народных республиках относительно небольшие, границы ЛНР и ДНР пересекаешь уже через несколько часов пути. Но за эти, казалось бы, короткие часы сполна успеваешь ощутить близкое дыхание войны, висящее в буквальном смысле в воздухе. А точнее, в этот день – прямо в небе над нами.
Зугрэс и Малевич
Так, в голубом небе близ городка Зугрэс, где мы проезжаем, вдруг появляется огромная белая линия – буруны-следы от рассеченного воздуха. Ее, эту линию старательно чертит ракета. Да, летит она, слава Богу, далеко от нас, но в правые стекла автомобилей все наши смотрят очень внимательно и притихнув. Вот она поднимается – все выше, выше! И тут вдруг ракета делает резкий поворот, почти под прямым углом! И уходит вправо. Теперь также резко – вниз! И влево! На наших глазах кисть ракеты-художницы рисует огромную белую фигуру – практически правильный ровный квадрат. Зачем? Кому и почему предназначен этот квадрат, явно не художника Малевича?
Да это же не ракета! Это самолет! «СУ-шка»! А делает он сейчас противоракетный маневр, – радостно и уверенно поясняет Алексей, как выясняется потом, самый глазастый и внимательный из нас. Тем временем самолет-«ракета» «с кисточкой» в виде хвостового оперения медленно растворяется на голубой грунтовке зугрэвского холста. Но вот чей это был не то самолет, не то ракета? Это даже нашему Алексею разглядеть не удается… Но все мы твердо убеждены – наш!
Кстати, а откуда такое заграничное звонкое название у этого маленького донецкого городка, в небе над которым мы только что наблюдали сполохи войны? Зугрэс… Объяснение оказалось очень простым – это любимое советское сокращение, своего рода аббревиатура.
Жило-было в центральной части Донбасса, на линии со знаковым сейчас названием Дебальцево – Иловайск, село Зуевка. На заре советской власти большевики кинули клич: «Даешь электрификацию всей страны»! Сказано – сделано! Вот и здесь, возле нашей Зуевки, на реке Крынка, построили ГРЭС. Да еще какую гидроэлектростанцию!
В августе 1939 года первый в стране и самый крупный в Европе турбогенератор мощностью 100 тысяч киловатт дал промышленный ток. Установка его сделала ЗуГРЭС самой крупной электростанцией Советского Союза! А небольшое село стало городом с этим же названием – Зугрэс. Правда, городок этот и сейчас не слишком отличается по размерам и количеству населению от хорошего добротного села. По ориентировочным данным, здесь сейчас проживает около десяти тысяч человек, а скорей всего, и того меньше.
Когда с неба Макеевки уйдут эти облака?
А тем временем дорожные указатели все приближают нас к столице Донбасса – до Донецка осталось энное количество км… Словом, немного. И вот уже проезжаем Макеевку – да тот самый город, о котором у себя в Казани мы так много слышим в инфосводках СВО.
Грозное дыхание спецоперации здесь, в Макеевке, ощущается уже в полной мере. По улицам города то и дело с лязгом проносятся мощные военные тягачи, везущие на своих платформах запыленную боевую технику. Нет, не подбитую – а в целости-сохранности. Это обычная передислокация, кататься на танках и самоходках, перемещаясь на них самих на относительно большие расстояния, невыгодно – проще и экономнее по расходу топлива перевезти их с места на место на тягачах. Да и быстрее будет. Останавливаемся на одной из улиц боевой Макеевки для созвона с принимающей стороной. Выходим из машин и в этот момент наш Лари буднично вновь показывает на небо, как в Зугрэсе.
Смотрите! Видите – белые облачка вспыхивают в небе? Вот это и есть работа ПВО, – поясняет спецназовец.
Мы смотрим на эти рукотворные облака, тающие на глазах и молчим… Вот ты какое, ПВО наяву, а не в телевизоре. Настоящее, макеевское.
Прилет! Еще прилет!
В Донецке нам надо передать важный гуманитарный груз местным военным. Но при въезде в этот огромный многострадальный город нас встречают огромные клубы белого дыма, размером с многоэтажный дом, медленно восходящие к солнцу. Прилет! Он произошел прямо у нас на глазах. Лари принимает быстрое решение – уходим на окраину города! Он жмет на педаль газа своего мощного внедорожника, мы разворачиваемся и на скорости покидаем район обстрела. Оставаться здесь опасно.
Как мы узнаем вечером из федеральных ТВ-новостей, в этот день в Донецке произошел один из самых сильных обстрелов со стороны Вооруженных сил Украины за последнее время. В результате обстрела 1 человек погиб, более десятка получили серьезные ранения. А огромные белые клубы дыма, свидетелями которого стали и мы – это был взрыв на одном из предприятий Донецка в результате попадания в него украинского снаряда.
Но это мы узнаем вечером. А пока впереди нам в этом городе нужно выполнить еще одну важную миссию. Небольшую, но тоже важную. Передать гуманитарную помощь от казанцев женщине с двумя маленькими детьми, беженке.
Подарок на день рождения малыша приехал из Казани
Вот что рассказала о своей ситуации сама Наталья, к которой мы приехали.
Я уже давно общаюсь в соцсетях со знакомыми из России. И вот мне недавно мой знакомый из Казани, зная о моем нелегком положении, да еще с двумя маленькими детьми на руках, пишет: «Скоро из Казани на Донбасс поедет автоколонна с гуманитарной помощью. Чем мы можем помочь и тебе конкретно?» Спросили у меня – сколько детям лет? Примерно их рост, вес? Какие лекарства, возможно, надо привезти? И вот две недели назад мне позвонили из вашей Казани – едут! И вот сегодня вы, ребята, привезли все необходимое. Особенно приятно, что «приехал» и подарок на день рождения моему сынишке Льву. Ему исполнилось на днях 4 годика, нашей младшей Александре – год и семь месяцев. Жаль, он сейчас спит, а то бы так обрадовался, увидев все это! Огромное вам спасибо! – всплескивает руками от радости молодая женщина.
А мы выгружаем ей из нашей необъятной машины несколько коробок. В главных из них – продукты первой необходимости, увесистые упаковки круп и другой непортящейся продукции длительного хранения. А вот и подарки самой малышне: мягкие игрушки, наборы для рисования, раскраски, «развивашки» и пазлы. Ну вот, все будут довольны казанским практичным подаркам.
Радостная женщина долго машет вслед нашей машине, а у нас остается еще один, недостающий пока пазл в нашей волонтерской мозаике. Это спецгруз местным ополченцам – легендарному батальону «Призрак».
Снова созваниваемся с ними и ждем их представителей на одной из улиц Донецка, в условленном месте.
Здесь даже танки и гаубицы летают
Пока стоим в ожидании, мимо нас вновь с грохотом проносятся тягачи с военной техникой, буднично проезжают и самоходом танки. А вот на большой скорости, обгоняя автобусы и легковушки, по улице пролетает и огромная самоходка. Да, действительно, грозная и тяжелая махина временами буквально летит над асфальтом, порой на огромной скорости на несколько секунд отрываясь от дороги. Уф! Вот это да! Какая мощь и силища! Невольно с уважением провожаю взглядом это грациозное произведение искусства бога войны Марса.
Это дивизионная самоходная гаубица 2С19 «Мста-С», – перехватив мой восхищенный взгляд, буднично и явно с удовольствием поясняет Лари.
Чем эта гаубица хороша? Она лупит 152 мм снарядами весом 47-50 кг каждый. Бьет и поражает цели на расстоянии от 7 до 25 км. Может работать как в гордом одиночестве, так и в группе своих мощных дальнобойных «коллег»-мастодонтов.
А еще есть у «Мсты-С» вот какая прелесть, – продолжает рассказ о технических «фишках» этого боевого комплекса собеседник корреспондента «Казанских ведомостей», выпускник артиллерийского училища. – Самоходная гаубица этого типа оснащена автоматизированной системой управления орудием, которая позволяет принимать и отображать информацию об установках стрельбы, поступающую с машины старшего офицера батареи в режиме радиосвязи. Таким образом, командир батареи может для каждой самоходки назначать свои цели и орудия будут в автоматическом режиме, по заданным координатам отстреливаться. Это очень большое преимущество «Мсты-С»!
Сейчас, в ходе СВО, эти гаубицы используются в ограниченном количестве. Все же это – большая, хорошо заметная цель и после ее работы может обратно быстро «прилететь». То, что мы видим их сейчас и в Донецке и в Макеевке, это скорей всего, смена дислокации, передвижение для загрузки боеснарядами.
Что касается снарядов, эта самоходная гаубица может брать «на борт» 50 штук. Но, как правило, берешь нужное на задачу. Это безопаснее, поскольку при «ответке» так меньше вероятность подрыва. Нет снарядов – нет подрыва.
Порядок работы орудия таков. Приехал на нужную позицию, получил координаты для удара – отстрелялся. Используешь при необходимости «вилку»: то есть первый – дальний выстрел, второй – ближний, корректируем, точно пристреливаемся и – пошла, родная, давай! И после этого – максимально быстро уезжаешь! – поясняет артспециалист Лари.
Такую артиллерию, как самоходка «Мста-С» больше используют для обширных поражений сил противника и для поражения глубоких, зарытых в землю блиндажей. Любой фугасный заряд может как на поверхности взрываться, так и пробивая толщину бетона и земли – у него можно регулировать глубину проникновения. «Вскрыватель окопов» – так называют его артиллеристы, – добавляет профессиональный военный. – Сейчас в СВО широко используются беспилотники и, конечно, стало существенно легче производить прицеливание и наводку.
А раньше, в случае необходимости, в порядке исключения, использовалась и такая схема: «работа по квадратам». Когда у тебя нет под рукой подробной карты, нет ничего и ты просто чертишь у себя на тетрадочке квадраты для предстоящего обстрела и работаешь по этим квадратам. Опытные артиллеристы при небольшом количестве времени могли и без карты точно наводиться на цель. Но при условии работы артиллерийской разведки, которая имеет возможность непосредственно видеть противника. И, соответственно, сразу же производить корректуру огня артиллерии.
Сейчас новые формы ведения огня артиллерии – с помощью беспилотников, дали и новые формы работы артиллеристов. Теперь жизненно важная задача – отстреляться и, говоря по-простому – максимально быстро смыться, уйти с этой позиции! И вот в этом – большое преимущество этой самоходной гаубицы 2С19 «Мста-С», которую мы с вами увидели на улицах Донецка и Макеевки. Отстрелялись и «убежали»! Все! Работаем дальше! Так что то, что самоходка буквально «летела» по улицам фронтового города – она мчалась, вероятнее всего, за перезарядкой. Чтобы снова как можно быстрее вступить в бой, – завершает свой ликбез для журналиста профи «арты».
А я тем временем продолжаю с удивлением отмечать для себя вот что. По улицам прифронтовых Донецка и Макеевки буднично носятся, обгоняя на ходу общественный транспорт и легковушки местных жителей, танки, БТРы, самоходки. И никто на них не обращает никакого внимания. Люди спокойно стоят на остановках, дожидаясь своего автобуса. А вон там вдалеке, за перекрестком, стоят две машины – бронеавтомобиль и рядом с ним, впереди, приткнулся гаишный «жигуленок» с характерной синей полосой на авто. Водители обоих машин вышли и о чем-то разговаривают.
Наверное, это гаишник остановил «бэху». За превышение скорости! – шутит один из наших. Ну… В этом ирреальном городе возможно все.
О том, чего ждут «Призраки»
Наконец, к нашей стихийной парковке у донецкой обочины подъезжают и наши долгожданные визави из того самого батальона «Призрак». Из подъехавшего автомобиля выходят несколько усталых мужчин. Один из «призраков» – колоритного вида бородач-ополченец. Короткий обмен приветствиями: «Привезли?». «Привезли».
Пока идет перегрузка в донецкую машину нашего, столь важного для местных ополченцев привезенного груза, спрашиваю у бородача-ветерана «Призраков»:
Как сейчас ситуация у вас здесь?
Боец из прославленного «Призрака» цепким оценивающим взглядом рассматривает меня молча несколько секунд. И, видимо, в итоге все же решает доверить свои мысли спецкору «Казанских ведомостей». И сказать, на его взгляд, главное:
Ситуация? Елозим все вот и елозим на месте! Устали от этой неопределенности. Пора уже и в наступление идти! Мы все здесь его ждем!
Да, Донбасс ждет. Ждет победы и вся Россия.
Еще больше материалов о поездке в новые регионы России можно прочитать по ссылкам:
Корреспондент «Казанских ведомостей» побывал под Угледаром под аккомпанемент донецких гаубиц
Маршрут Казань – Донбасс: корреспондент «КВ» о поездке с гуманитарной помощью для зоны СВО
Донбасский дневник: Лари оставалось 40 секунд жизни, но его спас армейский жетон
Донбасский дневник: «вагнер» из Казани и 15 минут, чтоб увидеться с мамой
Донбасский дневник: встреча с Натальей Хмылко, повелительницей «Града» и хозяйкой «карандашей»
Донбасский дневник: здесь родилась «Русская весна» — луганский Брест
Донбасский дневник: «Мы ехали, а за нами следом рвались снаряды и мины»
Подробнее: https://kazved.ru/news/donbasskii-dnevnik-doneck-gorod-pod-obstrelom-5860518
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев