Как уберечь ребенка от деструктивного поведения?
Сегодня серьезную угрозу жизни и благополучию детей и подростков представляет опасный контент в интернете.
Ежедневно в соцсетях службы информационной безопасности выявляют тысячи сообществ с участием подростков, пропагандирующих деструктивные формы поведения (агрессия, употребление наркотиков, терроризм, доведение до суицида).
Неутешительная статистика такова: деструктивному воздействию подвергаются в интернете 7 млн подростков, а прирост вовлеченности, например, по теме наркотиков, убийств, травли и суицида, составляет 2 млн пользователей в год. Эксперты подчёркивают, что система считает вовлеченными участниками групп тех, кто поставил лайк, сделал репост или прокомментировал опасный контент.
Так называемая «воронка вовлечения» устроена таким образом: на ее верхнем уровне отсутствует запрещенный контент, вместо этого, как правило, есть привлекательные фото, видео или призывы общего характера. Затем создатели групп, исходя из того, что заинтересовало подростка (наркотики, насилие), вовлекают его в дальнейшие действия, закрытые чаты, а после этого действия переходят в офлайн.
Многие родители, поддавшись панике, начинают запрещать своим детям пользоваться интернетом, устанавливают тотальный контроль за их жизнью, требуют от ребенка немедленного выхода из всяких социальных групп. Все это приводит к обострению конфликтов в семье и, как следствие, к эмоциональному отдалению ребенка. Именно отсутствие доверия в семье является главной причиной, по которой ребенок подвергается различным негативным воздействиям. В настоящее время, большинство родителей, озабочено решением проблемы в экономической сфере, а иногда - в физическом выживании. Безусловно, в современном быстро меняющемся мире, приходиться выживать в сложных социальных условиях, но это никак не должно влиять на качество взаимодействия с вашими детьми. Решая свои проблемы, родители отстранились от воспитания и развития детей. Не зная возрастные и личностные особенности своих детей, зачастую занимаются воспитанием на уровне собственной интуиции. Конечно же, это не приносит никаких положительных результатов, и ребенок предоставляется «самому себе». Многие семьи считают, что есть государственные организации, которые обязаны непосредственно заниматься развитием их детей, а именно: «Детский сад- воспитает, школа- научит, а армия- закалит!». Но на самом деле семья и школа должны стать активными партнерами в искусстве формирования всесторонне развитой, духовно-нравственной личности.
Подростковый возраст - это возраст проб, открытий и приключений, далеко не всегда одобряемых родителями, и о которых им не расскажешь. Чаще всего подросток ожидает, что услышит в ответ от родителя лишь критику, недовольство, а возможно и запреты, и наказания. А родители со своей стороны обвиняют подростков во вранье, в утаивании информации, в невыполнении каких-либо требований и в недоверии в целом.
Обычно у подростков нет возможности обсудить важные вопросы, которые касаются их ценностей и самоопределения, со своими родителями. И чаще всего на вопрос "в чем смысл жизни?" и "зачем жить, если столько людей страдает?" следует ответ "не болтай ерунды и иди в школу". Конечно, родителям тяжело погружаться в обсуждение таких тем, часто не хватает времени, опыта, или вопрос не кажется важным на данный момент.
Но подростковый возраст действительно несет в себе риски, и их сложно спрогнозировать или предотвратить. Никто не может сказать точно, появятся ли в классе наркотики или нет, какой вызов обществу бросит подросток завтра, сбежит ли он из дома, или будет ходить в школу. Эти риски не зависят от воспитания, их сложно предсказать, но их можно постараться уменьшить.
Один из факторов, который может уменьшить риски - это доверие между подростком и его родителями, доверие, которое работает в обе стороны. Это доверие должно существовать независимо от поступков подростка (например, если подросток сделал что-то противозаконное, и родитель говорит "ты поступил ужасно, я не могу тебе больше доверять"). Доверие дает возможность подростку в сложной ситуации (а таких ситуаций в жизни подростка множество) обратиться к родителю за помощью (например, когда подросток перебрал с алкоголем и не знает, как спастись от отравления). Еще доверие дает возможность обсуждать с родителем важные вопросы (какую профессию выбрать, как отказать молодому человеку, как разобраться с ребятами, которые угрожают во дворе, и пр.). Без этого доверия подросток никогда в жизни не будет обсуждать ничего важного для себя. Это доверие действительно может спасти в ситуации угрозы здоровью.
Это доверие необходимо выстраивать именно родителям, это должна быть их инициатива и их усилия. Подросток почти всегда может найти того, кому он будет доверять, но если это будет человек посторонний, то подростка все равно все устроит, а родители останутся в стороне, как бы «выпавшими из реальной жизни их ребенка».
Что помогает выстраивать доверительные отношения?
-уважение - к личности, к поступкам и ошибкам;
-сокращение критики и обвинений: "а я же говорила, что у тебя так не получится" и "как ты мог так поступить";
-когда родитель делится своим опытом, порой подростки с невероятной радостью рассказывают "а мне мама такое рассказала, как она в 15 лет…", ведь это действительно важно, что родители тоже были подростками и совершали свои ошибки;
-интерес к жизни подростка, к тому, что именно для него важно, а не к оценкам и формальным вещам;
-философские беседы на темы: смысл жизни, дружба, любовь, смерть, предательство;
-создание новых совместных увлечений, не тех, что были несколько лет назад "мы всегда ездили на дачу, и ему нравилось", а действительно новых, возникающих в процессе обсуждения и тех, которые будут интересны обоим.
Подростки очень хорошо чувствуют, когда они могут доверять, а когда нет, и если усилия, направленные на создание доверительных отношений будут формальными, с целью иметь больший контроль над жизнью подростка, то вряд ли подросток захочет доверять.
Главное, мы должны понимать, что даже самые жесткие запретительные меры не гарантируют полную защиту детей и подростков от нежелательных воздействий.
Для того чтобы помочь ребенку справиться с трудностями переходного возраста и связанными с ними рисками, нужно в первую очередь понять, что единственный вариант помощи - участие родителей в жизни подростка. Необходимо учить ребенка правилам безопасного поведения в интернете, учить критически мыслить, создавать для него возможность выбора, говорить на серьезные темы, чтобы у него не возникала потребность искать ответы на стороне, например, в интернете, где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.
Рассказывает педагог-психолог МБОУ "Лицей-интернат" (школа для одаренных детей) Г. Буинск Татьяна Егорова.
Источники:
Сайт www.b17.ru
Автор статьи Чебаева Софья Дмитриевна
https://www.b17.ru/article/122037/
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев