Жительница Буинска спустя 72 года после окончания войны впервые взяла в руки письма отца
Жительнице города Кларе Ионовой спустя 72 года после окончания войны было суждено впервые взять в руки письма отца Салиха, написанные с фронта. А до этого она даже не представляла об их существовании. Сегодня 83-летняя дочь солдата, сложившего свою голову на поле боя, со слезами на глазах радуется такой «встрече» и...
Жительнице города Кларе Ионовой спустя 72 года после окончания войны было суждено впервые взять в руки письма отца Салиха, написанные с фронта. А до этого она даже не представляла об их существовании. Сегодня 83-летняя дочь солдата, сложившего свою голову на поле боя, со слезами на глазах радуется такой «встрече» и сожалеет, что письма не у нее.
Подлинники писем, к сожалению, она смогла подержать в руках только в краеведческом музее, потому что эти треугольники – экспонаты фонда. По словам завотделом Альберта Гарипова, выносить из музея их не разрешается. Для Клары Салиховны дороги и копии, в которых освещены несколько месяцев жизни отца, письма, пронизанные заботой об оставшихся в Буинске близких даже под градом пуль. А предыстория такова. В рамках республиканской исторической акции «Письма военных лет» краеведческим музеем организовывались вечера «Читаем солдатские письма». На одном из них пришедшие в гости ученики, учителя ознакомились с письмом Сайкина Салиха Ризаевича, адресованным 15 октября 1942 года сестре Камарие в деревню Нурлаты. Однако информации о жизненном пути нет. И тут учительница истории школы №1 Нина Казакова поняла, что речь идет об отце ее родственницы и поспешила порадовать ее. «Я нашла твоего отца», такими словами постучала она в дверь Клары Салиховны.
– Когда по прошествии стольких лет я взяла в руки его письма, действительно, мне показалось, что я встретилась с отцом. Сообщила об этом и проживающему в Екатеринбурге сыну Сергею. Мы очень обрадовались. Вновь всколыхнулись воспоминания. Мы, трое детей, рано остались без отца. Папа был очень образованным, добрым человеком. Он уехал, а уже после учителей на войну не брали, – рассказывает она со слезами на глазах. Тогда они жили на съемной квартире. Бабушка со стороны матери приютила и их, и вторую дочь также с тремя детьми.
– Позже мама Раиса Васильевна устроилась на работу в школу имени Горького техничкой. Там же нам выделили уголок для жилья. Было очень трудно. После того, как на отца пришла похоронка, стали платить пенсию, – делится Клара Салиховна детскими воспоминаниями. Вот только дня получения похоронки и отъезда отца на фронт не помнит. Об этом можно судить по письмам, написанным Салихом матери, родным Райхане, Камарие. В одном из писем он пишет, что 29 мая 1942 года уехал из Буинска в Казань. Затем прошел обучение в городе Сталинск (ныне Новокузнецк), в августе попал на фронт. Хранящееся в музее последнее письмо написано в январе 1943 года. Оно адресовано сестре. Вот строки из письма: «Здесь нет ни теплого дома, ни постели. Если есть, то только место, чтобы укрыться от ветра, а то и этого нет. Пока жив и здоров, а что будет дальше, неизвестно. Как только получишь письмо, напиши о себе, дяде, Фахри, наших». Во всех письмах он проявлял заботу о своей семье, просил обнять и поцеловать детей, пригласить пожить их в деревню, чтобы было полегче. Есть и письмо на русском языке, адресованное Рае и детям. В нем он писал, что они всегда в его сердце. Почему же эти теплые, пронизанные любовью письма он не адресовал семье?
– Мама не умела писать и читать. А мы были маленькими. Наверное, поэтому он и писал родным, – говорит Клара Салиховна. Почему письма отдали в музей, спросить сегодня не у кого. Хочется наде-яться, что с содержанием писем семью ознакомили. Потому что Камария общалась с семьей Салиха.
– Она всегда нам помогала. Помню, как приносила мне платья, гостинцы, то, что выращивала в своем огороде, – говорит Клара Салиховна. Вот такая судьба. А о пронизанных заботой письмах отца матери и братьям она расскажет в своих молитвах.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев